Высокие ноты. Часть 1-я. Мужской голос.

  • 0
высокие-ноты-муж

Высокие ноты. Часть 1-я. Мужской голос.

Категория : Статьи

Самой большой проблемой вокалистов является пение высоких нот. Происходит следующее: поднимаясь выше, голос меняет свои характеристики, зажимается или даже срывается, а чаще всего вокалист просто начинает петь их облегченным головным звуком. Участок диапазона, на котором происходят все эти безобразия, называется переходным. Это переход от грудного регистра к головному.
Регистр голоса — это ряд однородно звучащих звуков, выполненных единым физиологическим механизмом. Тут необходимо отметить, что анатомическое строение мужской и женской гортани различно, поэтому и регистровое строение мужских и женских голосов иное. Мужской голос имеет два основных регистра: грудной и фальцетный. Женский имеет три регистра: грудной, центральный (смешанный) и головной.

Итак, мужской голос.
Поднимаясь вверх по диапазону, неопытный вокалист, достигая переходные ноты, начинает сильно зажимать мышцы гортани, форсировать звук, кричать. Внешние мышцы, стягиваясь вокруг гортани, вмешиваются в работу голосовых связок, пытаясь помочь им вытянуться и достичь необходимого напряжения для получения нужной высоты звука. Но эта «помощь» нарушает процесс пения, ухудшает качество тембра. Чтобы этого избежать, помните: чем выше вы поете, тем меньше воздуха вам нужно. Чем выше ноты, тем тоньше становятся связки. Поэтому и выдыхаемого воздуха для них нужно в меньшем количестве.

Выше переходных нот начинается фальцетный регистр. У начинающего вокалиста он звучит слабо, имеет «флажолетный» характер. Само слово «фальцет» означает «ложный голос». Русский синоним его — фистула. При фальцетном звучании «отзвучивает» голова, поэтому этот регистр называют головным. Мужской голос на нотах, близких к переходным нотам, в состоянии воспроизвести и грудное и фальцетное звучание, т.е. по желанию изменяет механизм работы голосового аппарата. В грудном регистре голосовые связки смыкается полностью, в фальцетном регистре смыкаются только по краю. Существует смешанное голосообразование. В таком режиме голосовые связки смыкаются ни по чисто грудному , ни по чисто фальцетному типу, в их работе присутствуют оба механизма работы. Такой вид голосообразования называется микстовым. И это высший пилотаж. Хотя иногда из-за неправильности понимания » микста», бытует мнение, что это просто облегченный головной звук, близкий к фальцету. Еще раз — микст, это соединение регистров. Может быть преобладание как грудного, так и головного механизма звукообразования. Если преобладает головной, то это и будет тот самый микст, который вызывает неодобрение. Характер смешения должен диктоваться не столько вкусом педагога, сколько индивидуальными особенностями голосового аппарата каждого ученика.

И напоследок…В различные эпохи предпочтения в вокальном искусстве менялись. Так, в старой итальянской школе с ХVI по ХVIII век пользовались натуральными регистрами. В эпоху полифонического стиля в многоголосных сочинениях верхние голоса пели специально обученные фальцетисты. Но, как мы уже знаем, фальцет беден по звучанию, поэтому позднее стали применять кастрацию с целью получения достаточно сильных голосов для высоких партий (женщинам в церкви петь не разрешалось до середины ХVIII века). А с 1825 г. итальянские теноры оставляют фальцетную манеру в верхнем регистре и прибегают к микстовому звучанию.

В помощь вам видео и упражнение от Сета Риггса №7. Голос нужно сделать немного плаксивым, это позволит опустить вашу гортань:
 


Добавить комментарий