Академический и эстрадный вокал. Найди отличия!

  • 2
найди-отличия

Академический и эстрадный вокал. Найди отличия!

Категория : Статьи

Для того, чтобы понять, почему академический и эстрадный вокал такие разные, нужно обратиться к истории.

Если проследить историю развития классического вокального исполнительства, скажем от «drama per musica» ХVI в. до современной (окончательно сформировавшейся) оперы, при этом, конечно же, неспешно прогулявшись по ХVII и ХVIIIвв и познакомившись с творчеством композиторов Г.Ф Генделя, Алессандро Скарлатти, Клаудио Монтеверди, вместе с ними восхитившись bel canto (техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку), поклониться виртуозному В.А.Моцарту, удивиться такому явлению, как певцы — кастраты, а затем, лихо ворвавшись в ХIХ в , восхититься оперному новаторству Рихарда Вагнера (такой затейник был), насладиться творчеством великих итальянских композиторов: Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Джакомо Пуччини, погрустить с Жоржем Бизе и, конечно же, заглянуть к гордости отечественной музыки: М.И Глинке, А.С Даргомыжскому, композиторам «могучей кучки» и П.И Чайковскому, и уже потом обессиленно вползти в суровый музыкальный ХХв, мы поймем, почему же классический (академический) вокал стал таким, какой он есть — могучим, сильно резонирующим, льющимся, глубоким и… элитарным. Да-да, именно таким.

Конечно же, основной причиной такого звукоизвлечения являлось отсутствие технического оснащения в виде микрофонов, усилителей, микшерных пультов и т.д., вокалист мог озвучить помещение лишь собственными силами. Но причина еще заключалась и в вечном поиске выразительных технических средств, способных воплотить искусную музыку вокальных композиторов, отразить эстетику той эпохи. Композиторы искали новые краски в мелодии и гармонии, придумывали, совершенствовали оркестровки, а вокалисты старались воплощать их задумки своим мастерством.

Время не стояло на месте. Музыка не стояла на месте. Вокал…аналогично.

Теперь заглянем в историю формирования эстрадного вокального исполнительства.
И здесь необходимо выделить отдельно такое явление, как советская эстрадная песня, уходящая своими корнями к французскому шансонье, что в переводе с французского означает «песня». (Искусство шансонье восходит к творчеству средневековых французских менестрелей). Яркими представителями шансонье являются Э.Пиаф,Ив Монтан, Ш.Азнавур, М.Матье. И вот шло шансонье, шло и дошло до нас. И как результат — творчество таких известных людей, как Л.О.Утесов, А.Н.Вертинский, А.А Галич и (опа!) В.Высоцкий.
Но мне хотелось бы отметить характерное исполнение советской эстрадной музыки (60-80гг). Яркие примеры: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев. Итак — характерно исполнение эстрадной музыки в академической манере. Это то, что так существенно отличает советскую песню от песни современной. Хотя и сейчас можно нередко услышать конгломерат классического вокала и различных музыкальных направлений, например: Sarah Brightman , группа «Nightwish»( c Тарьей Турунен).

Другой путь становления современного эстрадного музыкально исполнительства берет свое начало от блюза. Практически все современные направления, будь то рок или джаз берут свое начало от блюза. От его специфического лада с блюзовыми нотами, с характерными гармониями. Постепенно блюз развивался и изменялся. Изменялись гармонии, ритм-группа, оркестровка (позднее), инструменты. Технический прогресс, опять же, не мог обойти стороной музыкальное искусство. Новое звучание гитар, барабанов, клавишных и других инструментов привносило новое звучание и давало хорошую платформу для творческой фантазии. Менялась и вокальная манера исполнения. Соответственно и вокальная эстетика эстрадного вокала совершенно иная, нежели академическая. У них просто разные истории.

Теперь конкретика.

Академический вокал.

Академический вокал — искусственный способ звукоизвлечения. Высокий певческий купол, опущенная гортань, диафрагмально-реберное дыхание, характерное направление звука в голову по задней стенке глотки.

Характерно для исполнения :

-кантилена(непевность, льющийся звук)
-глиссандо (скольжение),
-филирование звука (длительное и постепенное затихание голоса или наоборот его динамическое увиливание)

Вокальные партии исполняются в оригинальной тонольности.

Разделение голосов:

женские:
-сопрано: колоратурное,лирическое, драматическое, лирико -драматическое.
-меццо-сопрано
-контральто
мужские:
-баритон:лирический ,драматический,лирико-драматический
-бас-баритон
-бас.
существует также контр-тенор, но встречается крайне редко.

Пример академического вокала

Эстрадный вокал.

Эстрадный вокал — естественное звукоизвлечение (как наша речь), близкое формирование звука -«на губах», пение «на улыбке», развитый грудной регистр (у женщин), диафрагмально-реберное дыхание. Объемность звука приветствуется, но не всегда и не всеми соблюдается. Тем не менее, для качественного звука не стоит этим принебрегать.

Характерные приемы:

-мелизмы (техничные опевания)
-субтон
-дравй
-штробас
-иногда заниженность интонации и различные «подъезды» к ноте
-элементы импровизации.
Произведения исполняются в удобной тональности.

Разделение голосов:

женские:
-сопрано
-меццо-сопрано
-контральто
мужские:
-тенор
-баритон
-бас

Пример женского эстрадно-джазового вокала:


2 Comments

RosGerl

Январь 19, 2016 at 11:12 пп

Только в академическом пении включается головное резонирование так что громкость возрастает многократно по сравнению с обычным разговором или простым эстрадным пением

    admin

    Май 16, 2016 at 11:50 дп

    Да, для академического звучания характерно ярко выраженное головное звучание, чему способствует высокое поднятие певческого купола, о котором писалось выше.

Добавить комментарий